Европейский союз 
  • С 7 октября 2015 года по 8 октября 2015 года в рамках заседания Постоянного комитета по растениям, животным, пищевым продуктам и кормам (секция «Здоровье и благосостояние животных») Генерального директората Европейской комиссии по здравоохранению и пищевой безопасности, планируется рассмотреть следующие проекты: 1) проект Европейской Комиссии по Имплементирующему Решению относительно распространения заболеваний животных в Союзе; 2) проект Европейской Комиссии по Имплементирующему Решению, устанавливающему условия по программе вакцинации КРС против заразного нодулярного дерматита в Греции и изменяющее Имплементирующее Решение (ЕС) 2015/1500; 3) проект Европейской Комиссии по Имплементирующему Решению относительно продления периода применения защитных мер в отношении  малого ульевого жука в Италии; 4) проект Европейской Комиссии по Имплементирующему Решению относительно утверждения решения по финансированию чрезвычайных мер, направленных для борьбы с птичьим гриппом в Болгарии в 2015 году; 5) проект Европейской Комиссии по Имплементирующему Решению, вносящему изменения в Имплементирующее Решение (ЕС) 2015/144, которое устанавливает процедуры по подаче заявлений на осуществление платежа и информации в отношении чрезвычайных мер против болезней животных; 6) проект Европейской Комиссии по Имплементирующему Решению, устанавливающему требования по подаче государствами-членами национальных программ по ликвидации, контролю и надзору за болезнями животных; 7) проект Европейской Комиссии по Имплементирующему Решению относительно мер контроля за здоровьем животных в связи со вспышкой АЧС в некоторых государствах-членах.

  • 18 сентября 2015 года Австрия направила в Европейскую Комиссию 8 заявлений об исключении своей территории из списка стран, размещающих на рынке ГМ кукурузу MON810, 1507, 1507*59122, 59122, Bt11, Bt11*MIR604*GA21, GA21, MIR604.

  • 22 сентября 2015 года Венгрия направила в Европейскую Комиссию 9 заявлений об исключении своей территории из списка стран, размещающих на рынке ГМ кукурузу MON810, 1507, 1507*59122, 59122, Bt11, Bt11*MIR604*GA21, GA21, MIR60.

  • 15 сентября 2015 года Шотландия направила в Европейскую Комиссию 8 заявлений об исключении своей территории из списка стран, где разрешено размещение на рынке генно-модифицированной кукурузы MON810, 1507, 1507*59122, 59122, Bt11, Bt11*MIR604*GA21, GA21, MIR604.
  • 28 сентября 2015 года Республика Кипр направила в Европейскую Комиссию 8 заявлений об исключении своей территории из списка стран, где разрешено размещение на рынке генно-модифицированной кукурузы MON810, 1507, 1507*59122, 59122, Bt11, Bt11*MIR604*GA21, GA21, MIR604.
  • 29 сентября 2015 года Республика Словения направила в Европейскую Комиссию 8 заявлений об исключении своей территории из списка стран, где разрешено размещение на рынке генно-модифицированной кукурузы MON810, 1507, 1507*59122, 59122, Bt11, Bt11*MIR604*GA21, GA21, MIR604.
  • 30 сентября 2015 года Германия направила в Европейскую Комиссию 8 заявлений об исключении своей территории из списка стран, где разрешено размещение на рынке генно-модифицированной кукурузы MON810, 1507, 1507*59122, 59122, Bt11, Bt11*MIR604*GA21, GA21, MIR604.
  • 30 сентября 2015 года Республика Болгария направила в Европейскую Комиссию 8 заявлений об исключении своей территории для из списка стран, где разрешено размещение на рынке генно-модифицированной кукурузы MON810, 1507, 1507*59122, 59122, Bt11, Bt11*MIR604*GA21, GA21, MIR604.
  • 30 сентября 2015 года Итальянская Республика направила в Европейскую Комиссию 8 заявлений об исключении своей территории из списка стран, где разрешено размещение на рынке генно-модифицированной кукурузы MON810, 1507, 1507*59122, 59122, Bt11, Bt11*MIR604*GA21, GA21, MIR604.
  • 1 октября 2015 года Королевство Дания направило в Европейскую Комиссию 4 заявления об исключении своей территории из списка стран, где разрешено размещение на рынке генно-модифицированной кукурузы MON810, 1507, Bt11, GA21.
  • 2 октября 2015 года Великое Герцогство Люксембург направило в Европейскую Комиссия 4 заявления об исключении своей территории из списка стран, где разрешено размещение на рынке генно-модифицированной кукурузы MON810, 1507, Bt11, GA21.
  • 2 октября 2015 года Республика Мальта направила в Европейскую Комиссию 8 заявлений об исключении своей территории из списка стран, где разрешено размещение на рынке генно-модифицированной кукурузы MON810, 1507, 1507*59122, 59122, Bt11, Bt11*MIR604*GA21, GA21, MIR604. 
  • 1 октября 2015 года Европейская Комиссия приняла Имплементирующее Решение (ЕС) 2015/1783, вносящее изменения в Приложение к Имплементирующему Решению 2014/709/ЕС относительно мер контроля по здоровью животных в связи со вспышкой АЧС в некоторых государствах-членах, в отношении Эстонии. Положения Приложения к Имплементирующему Решению 2014/709/ЕС заменяются положениями Приложения к Имплементирующему Решению (ЕС) 2015/1783. Данное Приложение определяет перечень областей Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Италии, в отношении которых государства-члены должны применить контрольные меры по здоровью животных. Решение распространяется на государства-члены ЕС. Решение вступает в силу на двадцатый день с момента его опубликования в Официальном журнале ЕС.
  • В рамках заседания постоянного комитета Европейской комиссии по растениям, животным, пищевым продуктам и кормам (секция генетически модифицированных пищевых продуктов, кормов и рисков в сфере окружающей среды) 19 октября 2015 года запланировано обсуждение проекта Имплементирующего решения Комиссии, разрешающего размещение на рынке генетически модифицированной кукурузы NK 603_T25 в соответствии с Регламентом (ЕС) № 1829/2003.     
     
     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

     Соединенные Штаты Америки 

  • В Палату Представителей Конгресса США 18 сентября 2015 года был внесен законопроект H.R. 3563 (далее – проект 1), который регулирует оборот непастеризованного молока и молочной продукции, предназначенных для непосредственного употребления человеком. В частности, проект 1 предусматривает, что федеральные министерства, ведомства и суды не вправе принимать какие-либо акты, которыми бы ограничивалась или запрещалась торговля непастеризованным молоком и молочной продукцией на территории США исключительно исходя из факта отсутствия прохождения пастеризации такой продукцией. Согласно проекту 1, суды не смогут признавать непастеризованное молоко и непастеризованную молочную продукцию некачественным или вводящим в заблуждение товаром, что является поводом для запрета торговли ею. Законопроект H.R. 3564 от 18 сентября 2015 года (далее – проект 2) детализирует некоторые положения проекта 1, в частности органам исполнительной и судебной власти запрещается ограничивать или запрещать оборот непастеризованного молока и непастеризованной молочной продукции, предназначенной для непосредственного употребления человеком, если:       
  1. ​Такая продукция была произведена в штате, на территории которого законом разрешена продажа и иное распространение непастеризованного   молока и непастеризованной молочной продукции (включая получение молока напрямую от коров, находящихся в совместной собственности);
  2. Такая продукция производится, упаковывается и транспортируется согласно законам того штата, где была произведена продукция;
  3. Непастеризованное молоко и непастеризованная молочная продукция перевозится из штата, где их продажа разрешена, в другой штат, где также разрешена их продажа, несмотря на наличие или отсутствие различий в законодательстве этих штатов.
  • При этом указывается, что проект 2 не имеет преимущественную силу перед законами штатов. Таким образом, у фермеров появится возможность продавать сырое молоко «из-под коровы» легально, что в настоящее время запрещается FDA (несмотря на отсутствие федерального регулирования этого вопроса, продажа сырого (непастеризованного) молока регулируется законами штатов). Конечно, сырое молоко в любом случае должно быть безопасным для здоровья человека. В конечном итоге, суть проекта 1 и проекта 2 сводится к тому, что федеральное правительство передает полномочия регулированию оборота молока на уровень штатов.
  • 17 сентября 2015 года на рассмотрение Палаты Представителей США поступил законопроект H.R. 3540 (далее – проект), который предусматривает внесение изменений в существующее законодательство по организации образовательных программ, посвященным безопасности пищевой продукции. Ответственным органом, отвечающим за проведение подобных мероприятий, выступает USDA.
    Предлагается расширить круг участников таких программ, включив в них фермеров и работников сельского хозяйства. Также планируется изменить содержание программ: появится направление, где будет говориться о методах предотвращения заражения пищевой продукции болезнетворными бактериями, способов идентификации источников заражения продукции, а также о других способах снижения случаев заражения пищевых продуктов.
    Проект был передан на изучение в Подкомитет по Биотехнологиям, Растениеводству и Анализу Палаты Представителей 5 октября 2015 года.
  • 8 октября 2015 года в Палату Представителей Конгресса США был внесен законопроект H.R. 3710 (далее – проект), предусматривающий изменения в Закон о защите растений.
    Проект регулирует использование бромистого метила (инсектицид и акарицид широкого спектра действия, применяется в практике карантинной фумигации для борьбы с вредителями запасов, вредителями деловой древесины в деревянной таре и вредителями растений при заражении посадочного материала).
    В частности, устанавливается, что власти штата, органы местного самоуправления вправе устанавливать случаи использования бромистого метила в определенных ситуациях, когда это может помочь справиться с чрезвычайной ситуацией. USDA также может определить случаи использования указанного пестицида при необходимости. В течение 5 дней с момента использования бромистого метила власти штата и органы местного самоуправления должны оповестить USDA о факте использовании пестицида и причинах такого использования. При этом, если USDA запретит использование пестицида, то власти штата и органы местного самоуправления обязаны следовать запрету федерального министерства.
    Производство, распространение, продажа, перевозка и применение пестицида, содержащего бромистый метил, которые разрешены органами штатов или органами местного самоуправления и не запрещены USDA, априори считаются соответствующими федеральному законодательству вне зависимости от факта регистрации использования данного пестицида и одобрения со стороны EPA.
    При этом максимальное количество бромистого метила, которое может быть использовано в случае чрезвычайной ситуации на определенной местности составляет не более 20 метрических тонн.
     
     
     
     
     Украина
  • 20 сентября 2015 года вступил в силу Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов», который базируется на принципах и требованиях к безопасности пищевых продуктов, действующих в ЕС.
  • В соответствии с Законом Украины «О карантине растений», а также во исполнение приказа Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины от 8 сентября 2015 года № 2194 Департаментом фитосанитарной безопасности проведен анализ фитосанитарного риска объектов регулирования в целях контроля за их перемещением по территории Украины.
             Основные выводы по анализу:
          Биологические и экологические свойства регулируемых вредных организмов, а также факты их обнаружения, свидетельствуют о том, что объекты регулирования, которые включены в вышеуказанную таблицу, могут служить путями проникновения, укоренения и распространения вредных организмов. Соответственно, к ним могут применяться фитосанитарные меры и фитосанитарные процедуры, направленные на управление рисками, а именно:
    -  Мониторинг при производстве, обращении в пределах страны, экспорте, импорте;
    - Предупреждение проникновения на территорию Украины и распространения на территории Украины вредных организмов и объектов регулирования, зараженных такими организмами;
    - В случаях выявления вредных организмов и объектов регулирования, зараженных вредными организмами, проведение системы фитосанитарных мер, направленных на локализацию и ликвидацию таких организмов (в пределах страны - введение карантинных режимов).
  • 2 октября 2015 года в Верховную Раду Украины внесли на рассмотрение проект Закона об эмбарго на импорт товаров, полученных (произведенных) на таможенной территории государства-агрессора (далее – проект Закона).
          Согласно пояснительной записке к проекту Закона резиденты Украины продолжают импортировать из РФ большое количество товаров, тем самым косвенно финансируя ее агрессивную политику. Подобное положение вещей недопустимо и вредит Украине. В связи с этим был разработан законопроект, которым предлагается почти полностью запретить импорт товаров из РФ.
          Целью проекта Закона является ограничение финансирования российской экономики украинскими потребителями путем запрета импорта товаров, полученных (произведенных) на таможенной территории государства-агрессора.
          В соответствии с проектом Закона запрещается импорт товаров, полученных (произведенных) на таможенной территории государства-агрессора. Также запрещается заключение сделок, на основании которых у юридических лиц, которые образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Украины, возникают денежные обязательства перед юридическими лицами, созданными и осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством государства-агрессора.
    Во избежание негативных последствий и штрафных санкций для субъектов хозяйствования, которые до вступления в силу проекта Закона уже заключат сделки по импорту товаров, полученных (произведенных) на таможенной территории государства-агрессора, предусматривается возможность их полного выполнения.
  • 9 октября 2015 года на официальном сайте Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины был опубликован Проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины по вопросам проведения государственного контроля за пищевыми продуктами».
    Целью принятия проекта постановления Кабинета Министров Украины является приведение нормативно-правовых актов в соответствие с Законом Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов».
          Согласно проекту предлагается внести соответствующие изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 5 октября 2011 года № 1030 «Некоторые вопросы осуществления предварительного документального контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины» (Официальный вестник Украины, 2011., № 78, ст. 2 882; 2012, № 40, ст. 1544; 2012, № 64, ст. 2 607) и № 1031 «Некоторые вопросы осуществления государственного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Украины» (Официальный вестник Украины, 2011 г.., № 78, ст. 2 883; 2012, № 40, ст. 1547; 2013, № 44, ст. 1575; 2014, № 43, ст. 1 126).
          Замечания и предложения по проекту постановления направляются в письменной и электронной форме в течение месяца со дня его опубликования в адрес Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины: ул. Б. Гринченко, 1, г.. Киев, 01001; тел. 279-49-95, тел. / Факс 279-51-14; kordon4@vet.gov.ua; Семенюк В.В.Государственная регуляторная служба Украины: ул. Арсенальная, 9/11, Киев, 01011; факс: (044) 254-43-78; inform@dkrp.gov.ua.